Организационные диаграммы

Что такое организационная диаграмма

Организационная диаграмма небольшой софтверной компании

Организационная диаграмма — это схематическое представление об иерархии внутри компании, а также распределении полномочий и ответственности между сотрудниками и отделами. Как показывает опыт, применение руководителями, менеджерами данных схем значительно повышает эффективность управления предприятием.

Использование оргдиаграмм позволяет решить сразу несколько задач:

  • проанализировать состояние дел в компании на текущий момент,
  • вовремя обнаружить какую-то проблему в организации и системе управления,
  • избежать появления новых проблем и ошибок.

В зависимости от поставленных целей организационные диаграммы могут быть простыми или развернутыми.

Простые диаграммы содержат краткую информацию о каждом из сотрудников (имя, должность и место в системе организационной иерархии), а также раскрывают численный состав персонала.

Развернутые диаграммы несут дополнительные сведения о функциях и объектах управления сотрудников компании.

Как создавать связи в организационных диаграммах

Организационные диаграммы описывают связи при помощи трех типов графических элементов:

  • Линия: указывает на прямые отношения между руководителями и подчиненными. Для описания взаимосвязей между различными иерархическими уровнями организации линии рисуют слева или справа от диаграммы.
  • Ступенька: служит для иллюстрации отношений между помощниками менеджера, а также связей между сферами деятельности, в которых помощники могут давать советы руководителю, но при этом их мнение не является авторитетным.
  • Функционал: показывает связи между должностями специалистов и сферами деятельности, в которых мнение специалистов является авторитетным для руководителя.

В чем польза организационных диаграмм

Организационные диаграммы позволяют визуально представить характер взаимоотношений внутри компании, благодаря чему удается своевременно обнаружить и разрешить возникающие в организации проблемы.

Основные преимущества организационных диаграмм:

  1. Они позволяют выявить главных игроков в организации и проанализировать их отношения с остальным персоналом.
  2. Сотрудники компании получают ясное представление о том, кто возьмет на себя ответственность при разрешении тех или иных организационных проблем в соответствии с корпоративными стандартами.
  3. Повышают осведомленность сотрудников о функциях и профессиональном статусе каждого субъекта, работающего в компании, тем самым способствуя совершенствованию процесса коммуникации внутри фирмы.

Следует отметить, что организационные диаграммы имеют ряд ограничений. Например, отражая лишь структуру и формальный характер взаимодействия персонала, они не затрагивают личные взаимоотношения людей в коллективе. Кроме того, с помощью этих схем нельзя определить стиль менеджмента, выбранный руководством предприятия.