Диаграмма «дорожки» (swimlanes)

Что такое swimlane-диаграмма

Плавательные дорожки (swimlane-диаграмма, swimlanes или просто «дорожки») — это многофункциональная блок-схема, которая представляет собой один из самых распространенных способов изображения сложных процессов со множеством участников.

Основное назначение «дорожек» — показывать характер распределения функциональных обязанностей субъектов на протяжении всего процесса.

Данные схемы иллюстрируют всю совокупность подпроцессов или задач, раскрывающих ответственность сотрудников за движение ресурсов, выполнение определенных функций или работу отделов. Таким образом, «дорожки» позволяют упорядочить и систематизировать информацию о действиях каждого из сотрудников, что, в свою очередь, упрощает процесс управления предприятием.

Как и для чего используют swimlanes

Swimlane-диаграммы являются инструментом, к которому часто прибегают руководители и менеджеры компаний. Эффективность этого вида диаграмм обусловлена рядом причин:

  • применение «дорожек» способствует созданию точного представления о работе исполнителей — действиях должностных лиц или структурных подразделений, а также о функциях сотрудников;
  • «дорожки» позволяют вовремя обнаружить неверные данные, которые противоречат объективному положению дел в компании;
  • с помощью данных схем можно проследить динамику процесса, в частности, выявить ситуации, когда происходит перераспределение обязанностей между сотрудниками;
  • они в простой и наглядной форме информируют руководство о задачах, привязанных к конкретной территории;
  • использование «дорожек» помогает сократить затраты времени на принятие решений.

В целом, «плавательные дорожки» предназначены восполнить дефицит информации о характере и динамике распределения ответственности сотрудников на протяжении всего процесса или скорректировать представление руководства об этих показателях.

Это позволяет избежать множества ошибок в процессе управления, создает условия для осуществления менеджерами правильных действий, а также помогает предотвратить случаи мошенничества.

Как нарисовать диаграмму «дорожки» в программе Grapholite

Приступая к созданию «дорожек», необходимо учитывать, что в целях оптимизации процесса количество переходов между участниками должно быть минимальным. В идеале, каждое физическое лицо или ресурс могут участвовать в процессе лишь один раз.

Итак, для того, чтобы нарисовать swimlane-диаграмму, выполните следующие действия:

  • В меню фигур выберите пункт Блок-схемы и в нем перейдите на Дорожки. Подумайте, как разделить процесс на группы, которые будут служить основой для создания «дорожек». Нарисуйте вертикальные или горизонтальные линии, располагая их на странице так, чтобы они образовывали дорожку.
  • Начните рисовать диаграмму. Установите точку, обозначающую начало процесса. Для того, чтобы сделать точку видимой и задать ей имя, выделите прямоугольник со скругленными углами в верхней части дорожки.
  • Добавьте связь. Если следующее действие будет осуществляться в рамках той же дорожки, нарисуйте короткую стрелку, если в другой дорожке — длинную.
  • Создайте процесс. Нарисуйте прямоугольник, после чего внутри прямоугольника дайте краткое описание. Повторяйте эти действия, сколько нужно. Прочитайте статью, посвященную блок-схемам, ознакомьтесь со всеми доступными фигурами и их обозначениями.
  • Создайте связи. Соедините блоки, указывая путь. Оцените результат. Проверьте точность использованных данных вместе с коллегами.

Какие существуют альтернативы «дорожкам»

В настоящее время кросс-функциональные диаграммы на основе обычных блок-схем, помещенных в «дорожки» — не самый лучший инструмент для описания бизнес-процессов. Для этого имеется несколько гораздо более совершенных методологий и соответствующих им диаграмм, многие из которых также поддерживаются Grapholite. Подробную информацию по этому вопросу вы можете найти на странице, посвященной графическим способам описания архитектуры предприятий.

Отметим, что в Grapholite «дорожки» хоть и размещены в разделе блок-схем, могут быть применены к любым диаграммам, допускающим их использование. Для примера приводим UML-диаграмму деятельности (Activity) с «дорожками».